Работодатель требует оформить самозанятость: как поступить?
Оформить самозанятость в России можно с 2019 года. В настоящее время насчитывается более 7 млн плательщиков налога на профессиональный доход (НПД), что говорит о востребованности этого налогового режима. Бывает, что работодатели требуют оформить самозанятость при приеме на работу либо переводят в самозанятые сотрудников, с которыми уже заключены трудовые договоры.
Почему самозанятый удобен работодателю?
Самозанятый сотрудник платит налоги самостоятельно – 4% от суммы дохода в случае работы с физическим лицом и 6% – при взаимодействии с компанией или ИП. В общем порядке самозанятый не может рассчитывать на выплату больничных, декретных или отпускных. Также самозанятость не предполагает накопление пенсионного стажа и баллов. Все это – дополнительные «опции», которые самозанятый может «докупить».
Работодателю выгодно сотрудничать с самозанятыми, поскольку так он может сэкономить на налогах и социальных взносах. Ему не нужно делать обязательные отчисления на единый налоговый счет (ЕНС) – на обязательное пенсионное страхование (ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), на обязательное медицинское страхование (ОМС), а еще делать страховые взносы от несчастных случаев (НсиПЗ).
Что делать, если работодатель настаивает на оформлении самозанятости?
Работник вправе отказаться от предложения работодателя по оформлению самозанятости без объяснения причин.
Если же наниматель будет продолжать оказывать давление, то можно подать на него жалобу в трудовую инспекцию либо обратиться в суд в случае неправомерного увольнения.